Понедельник, 13 Мая 2024, 14:08:10
Приветствую Вас Гость | RSS

Родовое древо

Хромовы из с. Новый Усад (Н-усадские Выселки) Ельниковского (Старосиндровского) р-на в Мордовии

Каталог статей

Главная » Статьи » Публикации » Хромов А.Б. публикации по психологии

СРАВНЕНИЕ ПРОБЛЕМ МОЛОДОЙ СЕМЬИ В РОССИИ И США РЕФЛЕКСИВНЫМ МЕТОДОМ

А.Б. Хромов, М.М. Басимов Курганский государственный университет, Курган (Россия)
Д. Моррисон Университет Миннесоты, Дулут (США)


   Повышение объективности информации, получаемой в разных культурах остается актуальной проблемой кросс-культурной психологии. Основная трудность заключается в отсутствии надежного общего критерия для сравнения. В исследовании субъективных представлений проблем семьи у студентов в России и США было показано, как рефлексивный подход и использование адаптированного для этих целей статистического метода позволяет свести все оценки респондентов, полученные с разных точек зрения, к нескольким взвешенным показателям и более объективно их представить для интерпретации.

   В основе рефлексивного метода измерения лежит процедура "двух зеркал”, которая позволяет сравнивать оценки особенностей своей культуры (субъективные характеристики проблем семьи) с оценками, полученными со стороны других. Проблемы семьи, закрепленные в сознании представителей одной культуры на уровне общепринятых коллективных представлений, соответствуют этническим стереотипам. Когда речь идет о том, как проблемы семьи воспринимаются представителями только своей культуры, тогда обсуждаются автостереотипы. В случае, когда оцениваются проблемы семьи в одной культуре, но с точки зрения представителей других культур – тогда речь идет о рефлексивных представлениях.

   В данном исследовании, в соответствии с рефлексивным подходом проблемы семьи в двух культурах изучались с трех позиций субъектов представления и на трех уровнях рефлексии. Первая позиция субъекта соответствует нулевому уровню рефлексии и отражает субъективную точку зрения испытуемого от первого лица. При таком оценивании субъект видит все как в жизни, актуализируя все доступные ему воспоминания и факты. Пребывая на ассоциированной, первой позиции отражения, субъект не в состоянии представить социальные объекты объективно, так как не способен преодолеть свой субъективизм.

Вторая позиция субъекта позволяет давать оценки с точки зрения других представителей одного этноса, то есть с точки зрения соучастников одних и тех же событий и явлений жизни. С этой точки зрения, субъект может описать, как представляется проблема его соотечественникам, а это уже рефлексивные представления. Рефлексия при измерении означает, что признается обоснованность и тех точек зрения, которые отличаются от точки зрения самого субъекта. Для большинства испытуемых способность занимать вторую позицию восприятия означает, прежде всего за счет возможности отказаться от стереотипов и устоявшихся шаблонов в представлении.

На третьей и последующих позициях субъект начинает представлять за других, как бы со стороны, а не как непосредственный участник оценивания; то есть оценщик становится максимально диссоциированным объективным наблюдателем. Именно "отзеркаливание” лежит в основе рефлексии – "…это процесс удвоенного зеркального взаимоотображения субъектами друг друга, содержанием которого выступает воспроизведение, мысленное воссоздание особенностей друг друга” [1]. Именно с этой позиции происходит переход на более высокий уровень отстраненности (рефлексивности), который и позволяет получить собственно рефлексивные оценки. Уровень рефлексии – это глубина рефлексивного отражения.

Нулевой уровень получается при измерении с первой позиции субъектов представлений прямыми оценками особенностей своей и другой культуры - от субъекта к объекту (как Я непосредственно ПРЕДСТАВЛЯЮ оцениваемые явления). Первый уровень рефлексивных представлений совпадает с автостереотипами. Оценка проблем на первом уровне рефлексии осуществляется со второй позиции субъекта, то есть с позиции представителей своей культуры – как МЫ оцениваем себя и других (МОИ представления о том, как НАШИ представляют наши проблемы и проблемы других). На втором уровне рефлексивных представлений (уровень двойного рефлексивного представления) проблемы семьи оцениваются с третей позиции субъекта, с позиции представителей других культур – как ОНИ оценивают НАС (МЫ знаем, как ДРУГИМ представляются наши проблемы и как проблемы других отражаются в НАШЕМ сознании).

Инструментарий исследования и испытуемые

   В исследовании изучались рефлексивные представления студентов-россиян и американцев о трудностях, с которыми сталкивается молодая семья в России и США. Опрос проводился с помощью специально разработанного опросника, в котором каждая сторона оценивала проблемы своей и противоположной культуры на уровне прямых и рефлексивных оценок по 15 параметрам [2]:   1. Неуверенность в своем будущем;   2. Трудности при приобретении жилья;   3. Неравенство мужчин и женщин;   4. Безработица;   5. Платное образование;   6. Платное медицинское обслуживание;   7. Воспитание детей;   8. Насилие в семье по отношению к детям;   9. Насилие в семье по отношению к женщине;   10. Взаимоотношение с родителями;   11. Проблема невинности при вступлении в брак;   12. Планирование семьи и контрацепция;   13. Аборты;   14. Разногласие супругов по вопросам секса;   15. Проблема свободного времени. Всего было опрошено 120 семейных студентов 18 – 23 лет в России и США.

Результаты исследования

   Анализ прямых оценок проблем российских семей и прямых оценок американских семей в оценках россиян и американцев говорит об имеющихся статистических различиях. То есть, уже на уровне прямых оценок вектор семейных проблем у американцев и россиян различается. При оценивании проблем российских семей русскими и американскими студентами с точки зрения представителей своей и другой культуры и при оценивании семейных проблем в США с точки зрения представителей противоположных культур (рефлексивное отражение, как первого, так и второго уровня) также имеются достоверные различия. Например, сравнивая представления русских и американских студентов о проблемах семей в США с точки зрения американцев, мы видим, что русские студенты занижают остроту проблемы безработица и жилищные проблемы для самих американцев, приписывая американской семье достаточно высокую уверенность в завтрашнем дне. Но американские студенты со своей позиции считают, что их соотечественники гораздо больше озабочены этими проблемами и уверенность в будущем у них невысокая.

   Наиболее интересные результаты получены при интегральном сравнении прямых и рефлексивных оценок представителей двух культур с разных позиций и уровней рефлексии на множестве всех параметров. Метод рефлексивного статистического анализа данных при сравнении множества прямых и рефлексивных оценок (пар «оценка – параметр») – 12 оценок по 15 параметрам для всех упорядоченных пар «группа–параметр» позволяет получить более объективную картину. Выбирая из пар «оценка – параметр» пары, относящиеся к одному изучаемому параметру, получаем распределения по уровням сравнительной весомости 12 оценок, относящихся к этому параметру.

   В обозначении оценки NXYZ четыре позиции имеют следующий смысл: N – уровень рефлексии (0, 1, 2); X – кто оценивает (R, A); Y – кого оценивают (R, A); Z – с чьей точки зрения оценивают (R, A). Прямая оценка по позиции Z обозначается символом «*». Тензор групп оценок TS(S,S) описывает интегральное сравнение групп оценок на множестве изучаемых параметров [3,4]. Тензор групп оценок представляет симметричную квадратную матрицу TS(S,S) размерности S*S (S строк и S столбцов). Матричный элемент, принадлежащий строке i и столбцу j, дает численную характеристику «расстояния» между группами оценок под номерами i и j в пространстве изучаемых параметров, представленными ковекторами сравнительной весомости, определенными для замкнутого множества рассматриваемых групп оценок.

   Выберем из тензора компоненты, позволяющие интегрально (одновременно по 15 параметрам) сравнить уровень рефлексии, который тем больше, чем меньше значения компонент тензора, показывающих отдаленность рефлексивных оценок. При сравнении двух культур уровень рефлексии, прежде всего, определяют следующие четыре компонента, позволяющие оценивать каждую культуру с одной и той же позиции, когда оценки дают представители разных культур (первые буквы отличаются):

   1RRR 2RAA 2RRA 1RAR
   2ARR 1AAA 1ARA 2AAR
   2083     808      788     779

   Как видно из результатов вычисления наибольшее расхождение между рефлексивными оценками россиян и американцев получены при оценке семейных проблем в российской культуре с позиции россиян (2083). Другие отличия между оценками, даваемыми россиянами и американцами имеют значительно меньшие расхождения (и находятся примерно на одном уровне): оценки семейных проблем в американской культуре с позиции американцев – 808; оценки семейных проблем в российской культуре с позиции американцев – 788; оценки семейных проблем в американской культуре с позиции россиян – 779.

   Когда представители того или иного этноса оценивают свою культуру, то парные различия (по 15 параметрам) между тремя оценками (одна прямая оценка и две рефлексивные) значительно больше, чем при оценке чужой культуры. Результаты этих различий следующие:

   Для российских оценщиков
   0RR*  1RRR   0RR*  0RA* 1RAR 0RA*
   2RRA 2RRA 1RRR 2RAA 2RAA 1RAR
   1607    1294     853     963     769     274
   Суммы трех оценок равны 3754 и 2006.

   Для американских оценщиков
   0AA*  2AAR 0AA*  0AR*  0AR* 2ARR
   2AAR 1AAA 1AAA 2ARR 1ARA 1ARA
   1381     1286   727     1018     817     599
   Суммы трех оценок равны 3394 и 2434.

Заключение

   Выводы исследования базируются на взглядах Д.Кэмпбелла, который считал признаком истинности этнических представлений степень согласованности между восприятием группы самой себя и ее восприятием другой группой, то есть при совпадении автостереотипов и гетеростереотипов. Новизна нашего исследования заключается в том, что мы рассматривали представления студентов о проблемах молодых семей в России и США в совокупной интеграции прямых и рефлексивных оценок представителей двух культур, что позволило снизить субъективизм оценщиков и минимизировать влияния этнических стереотипов.

   1. У российских студентов была выявлена тенденция занижать в своих оценках остроту проблем в американских семьях и заострять значимость проблем в российских семьях.

   2. Американцы представляют проблемы экономического характера в России - трудности при приобретении жилья, безработицу, платное образование, платную медицину - не столь актуальными для россиян, в сравнении с такими проблемами американцев, как неравноправие мужчин и женщин, насилие в семье, контрацепция и планирование семьи, разногласия супругов по вопросам секса.

   3. Выявлено, что и американцы и русские студенты считают, что в российских семьях должна быть более выражена уверенность в своем будущем, чем у молодых американцев. Оценки россиян семейных проблем за американцев больше совпадают с оценками, которые дают своим проблемам сами американцы, как с позиции россиян, так и с позиции других американцев. Исследование показало, что рефлексия россиян проблем американской семьи более взвешенная в сравнении с рефлексией американцев проблем российской семьи. Американцы ошибаются, представляя за россиян их семейные проблемы. Возможно, что ошибочные представления у американцев возникают в силу того, что их мало интересуют проблемы, с которыми сталкиваются молодые семьи в России. Данные исследования говорят о том, что на оценку проблем семьи в другой культуре большое влияние оказывают этнические и культурные стереотипы.

Литература

   1. Хромов А.Б. Рефлексивный подход при измерении этнических представлений и особенностей культуры // Вестник Курганского университета. – Серия «Физиология, психология, медицина» - Вып. 3. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2008. - С. 98-102.

   2. Anatoly Khromov, Dorothy Morrison. Students’ Refflexive Conceptions on Cultural Peculiarities and the Family Problems in Russia and USA//Всероссийская научно -практическая Интернет-конференция с Международным участием «СЕМЬЯ И РОДИТЕЛЬСТВО - XXI ВЕК» – 2009, Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2009. - С. 22-31.

   3. Басимов М.М. Математические методы анализа рефлексивных представлений в кросскультурных исследованиях // Рефлексивные процессы и управление. – 2005. – Том 5. – №1. – С. 59-70.

   4. Басимов М.М., Хромов А.Б. (Россия), Дюби Б. (Индия), Моррисон Д. (США) Рефлексивные представления некоторых особенностей культуры России, Индии и США//Рефлексивные процессы и управление. – 2005. – Том 5. – №1. – С. 35-59.

Сведения об авторах
  1. Фамилия, имя, отчество: Хромов Анатолий Борисович
  2. Место работы: Курганский государственный университет, факультет Психологии, валеологии и спорта, кафедра общей и социальной психологии
  3. Должность: доцент
  4. Ученая степень: канд. психол. наук
  6. Телефон (домашний): (3522)475740
  7. Почтовый адрес: 640023, г. Курган, 6 мик-н, дом №6, кв.163.
  8. E-mail: AnatolyKh1@hotmail.com


  1. Фамилия, имя, отчество: Басимов Михаил Михайлович
  2. Место работы: Курганский государственный университет, юридический факультет, кафедра социологии и социальной работы
  3. Должность: профессор
  4. Ученая степень: докт. психол. наук
  5. Ученое звание: доцент
  6. Телефон (домашний): (3522)465855
  7. Почтовый адрес: 640000, г. Курган, ул. К.Маркса 68, кв.7.
  8. E-mail: basimov_@mail.ru



Источник:
Категория: Хромов А.Б. публикации по психологии | Добавил: admin-2 (13 Ноября 2012)
Просмотров: 1973 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вы находитесь на странице уже:

секунд!
Форма входа
Художник работающий в разных техниках
  Alla Parsons
Алла Парсонс - неоднозначный художник работающий в разных техниках: живопись маслом, акварель, графика, скульптура.
Ее картины можно посмотреть на
http://www.allaparsons.com/ или
//www.facebook.com/allaparsonsart
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск