Вторник, 14 Мая 2024, 00:13:51
Приветствую Вас Гость | RSS

Родовое древо

Хромовы из с. Новый Усад (Н-усадские Выселки) Ельниковского (Старосиндровского) р-на в Мордовии

Каталог статей

Главная » Статьи » Публикации » Хромов А.Б. публикации по психологии

ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ АДАПТИРОВАННЫМ ЦВЕТОВЫМ ТЕСТОМ (СТР.2)

Методическое руководство для психологов
(специальность 020400)
Кафедра общей и социальной психологии
Дисциплина: "Психология”
Автор: Хромов А.Б.
Утверждено на заседании кафедры 05.03.1996.
Рекомендовано методическим советом университета
Курган 1997


СОДЕРЖАНИЕ


(СТР.1)
1. Процедура диагностики и интерпретация
2. Диагностические значения цветовых стимулов теста, адаптированного для диагностики детей
2.1 Красный
2.2 Желтый
2.3 Фиолетовый
2.4 Зеленый
2.5 Синий
2.6 Серый
2.7 Коричневый
2.8 Черный
3. Анализ последовательности цветовых выборов в функциональных и диагностических группах
4. Среднестатистическая норма ранговых позиций цветовых стимулов для детей, поступающих в первый класс
5. Оптимальная статистическая норма ранговых позиций цветовых стимулов для детей, поступающих в первый класс

(СТР.2)
6. Нормы ранговых позиций цветовых стимулов для детей младшего школьного возраста
7. Коэффициенты отклонения стимулов от нормы и их сумма
8. Нормы распределения суммы коэффициентов отклонения цветовых стимулов от среднестатистических значений, полученные при диагностике детей, поступающих в школу
9. Нормы распределения суммы коэффициентов отклонения цветовых стимулов от среднестатистических значений для мальчиков и девочек, полученные на выборке 196-ти второклассников
10. Коэффициенты ранговой корреляции

Приложение 1
Таблица 1. Коэффициенты отклонения стимулов от среднестатистической нормы для диагностики детей, поступающих в первый класс

Таблица 2. Коэффициенты отклонения стимулов от среднестатистической нормы для диагностики детей младшего школьного возраста и "идеальная норма" для детей, поступающих в первый класс
Таблицa 3. Частотное распределение цветовых стимулов на восьми позициях (в процентах от общего количества случаев) для мальчиков и девочек, N=673
Таблицa 4. Частотное распределение цветовых стимулов на восьми позициях (в процентах от общего количества случаев). Нормы для мальчиков, N = 325
Таблицa 5. Частотное распределение цветовых стимулов на восьми позициях (в процентах от общего количества случаев). Нормы для девочек, N = 328
Таблица 6. Диагностическая группа, характеризующая активных и непослушных детей
Таблица 7. Диагностическая группа, характеризующая тихих и пассивных детей
Таблица 8. Диагностическая группа, характеризующая зависимых, послушных и эмоционально чувствительных детей
Таблица 9. Диагностическая группа, характеризующая детей эмоционально возбудимых, чувствительных к угрозе, с неустойчивым настроением и поведением
Таблица 10. Частота идентичных выборов цветовых стимулов, полученная при приеме детей в первый класс
Приложение 2
Характеристика 1. Психологическая характеристика ребенка, показавшего при приеме в школу последовательность выбора цветовых стимулов - 54321867, соответствующую среднестатистической норме

Характеристика 2. Психологическая характеристика ребенка, показавшего при поступлении в школу последовательность выборов цветовых стимулов, соответствующую оптимальной норме–12867

(Стр.2)


6. Нормы ранговых позиций цветовых стимулов для детей младшего школьного возраста

  В результате диагностики детей, обучающихся во втором классе (всего 377 человек), в ситуации обычной учебной деятельности, в начале учебного дня получены следующие среднестатистические ранговые позиции цветовых стимулов:
  3 4 5 1 2 8 6 7.
  Ранговые позиции, занимаемые цветовыми стимулами теста, когда красный и желтый выбираются раньше синего и зеленого, а дополнительные смешанные и ахроматические стимулы занимают позиции после основных хроматических цветов, можно считать нормативными для детей первого и второго классов, так как нормы получены на достаточно репрезентативной выборке испытуемых в ситуации обычной учебной деятельности - на первом уроке, в начале учебного дня, и выбор стимулов отражает типичное состояние детей в основной ситуации учебной деятельности.
 
 Статистические нормы для 193 девочек и 184 мальчиков, учащихся вторых классов:
  3 4 5 1 2 8 6 7.
  Мы наблюдаем практическое совпадение среднестатистической нормы выборов цветовых стимулов для учащихся начальных классов, причем как для мальчиков, так и для девочек, и оптимальной нормы цветовых предпочтений для детей, поступающих в первый класс.
  Вариативность выборов у мальчиков выше, чем у девочек. Если у девочек увеличение примеров выборов больше 70 не ведет к изменению среднестатистической последовательности цветовых выборов, то у мальчиков требуется не меньше 280 примеров раскладки, чтобы получить среднестатистическую ранговую норму.
 
 Несовпадение ранговых мест, занимаемых цветовыми стимулами, полученными при диагностике на втором году обучения в школе, в ситуации обычной учебной деятельности и при поступлении в школу, отражает эмоциональную значимость для детей ситуации первого знакомства со школой.
7. Коэффициенты отклонения стимулов от нормы и их сумма отклонений

 Имея среднестатистическую последовательность выборов цветовых стимулов, можно посчитать коэффициенты отклонения стимулов от нормы, показанных конкретным ребенком.
 Отклонение цвета от своей нормативной позиции на каждую последующую позицию соответствует одному баллу коэффициента отклонения (см. табл. 1табл. 2).

 Величина коэффициентов отклонения цветовых стимулов от нормы и их диагностические значения является основанием для качественной интерпретации результата тестирования.
 Полученные коэффициенты отклонений суммируются. Суммарное значение коэффициентов отклонений (СКО) является количественным показателем отклонения стимулов от среднестатистической нормы или общим диагностическим показателем.
 
Суммарное отклонение коэффициентов от 8 до 16 баллов можно считать средней нормой. Чем больше суммарный коэффициент отклонения, тем сильнее выражены негативные проявления эмоционального состояния. Максимальная сумма отклонения - 32 балла.
 Пример 1. При поступлении в школу девочка показала следующую последовательность выбора стимулов: серый, черный, красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, коричневый. Так как такая раскладка встречается крайне редко, девочке было предложено еще раз выбрать цвета в порядке предпочтения.

 Второй выбор оказался ближе к оптимальной норме: красный, желтый, серый, фиолетовый, зеленый, синий, коричневый, черный.
 Рассматриваем второй выбор и сравниваем его со среднестатистической нормой при приеме детей в первый класс. При диагностике детей, поступающих учиться в школу, предпочтительнее сравнивать ранговые позиции стимулов конкретного ребенка со среднестатистической нормой: 5 4 3 2 1 8 6 7, так как большинство детей, первый раз пришедших в школу, именно в такой последовательности выбирает цвета.

 По табл. 1 определяем коэффициенты отклонения для каждого стимула: красный - 2, желтый - 0, серый - 3, фиолетовый - 3, зеленый - 1, синий - 1, коричневый - 0, черный - 0.
 Записываем коэффициенты в нормативном порядке и суммируем: 3 0 2 1 1 3 0 0, СКО = 10.
 Запись коэффициентов в нормативном порядке нужна только в том случае, если предусмотрена дальнейшая статистическая обработка результатов. Например, планируется анализ корреляционных связей цветовых стимулов с другими психологическими параметрами, тогда ранговые позиции статистической нормы будут номерами выборов, а коэффициенты отклонения - их значениями.

 Дальше рассматриваются коэффициенты отклонения от нормы, превышающие критические значения.
 Критические значения коэффициентов отклонения от нормы следующие: для синего и зеленого - 2 балла, для всех остальных стимулов - 3 и больше баллов.
 Коэффициент отклонения одного или нескольких цветовых стимулов, соответствующий трем и больше баллам, является прогностически значимым и отражает степень отклонения поведения конкретного ребенка от поведения нормативного большинства детей, поступающих учиться в школу.
 
В данном примере суммарный коэффициент отклонения = 10, что соответствует среднестатистической норме. Большее диагностическое значение имеет качественная интерпретация позиции серого и фиолетового стимулов, имеющих по три балла, прогностическую интерпретацию которых можно узнать из описания диагностических значений цветовых стимулов (см. раздел 2).

 Пример 2. Мальчик второго класса в конце учебного дня показал следующую последовательность выбора цветовых стимулов: 3 2 5 4 6 8 1 7.
Полученную раскладку сравниваем со среднестатистической нормой для детей начальной школы (табл. 2) и приписываем коэффициенты отклонений каждому стимулу: красному - 0, желтому - 2, фиолетовому - 0, синему - 3, зеленому - 3, серому - 0, коричневому - 2, черному - 0.
  Записываем результат, подставляя коэффициенты отклонения на ранговые места нормы - 0 2 0 3 3 0 2 0, и суммируем коэффициенты.
 
 Получается сумма коэффициентов отклонения - 10.
 Дальше анализируются коэффициенты отклонения от нормы зеленого и синего цветов, получивших наибольшие коэффициенты отклонения от среднестатистической нормы (по 3 балла).
 Перемещение в конце учебного дня зеленого стимула на вторую позицию связано с психологической напряженностью. Синий стимул в конце раскладки свидетельствует о переживаемом беспокойстве, которое может проявляться в импульсивном поведении.

 О признаках утомления говорят ранговые позиции, занимаемые желтым и коричневым стимулами (по два балла коэффициентов отклонения от нормы). Можно сказать, что в конце учебного дня мальчик испытывает психологическое напряжение, которое сопровождается развивающимся утомлением. Ребенок на субъективном уровне отмечает снижение настроения, интереса к учебе, у него появляется тревожность, которая часто не соответствует учебной ситуации.
8. Нормы распределения суммы коэффициентов отклонения цветовых стимулов от среднестатистических значений, полученные при диагностике детей, поступающих в школу

Средняя сумма коэффициентов отклонения для 328 девочек:
средн. арифм.ошибка средн.станд.откл.
7.673 0.6084.254
Средняя сумма коэффициентов отклонения для 411 мальчиков:
средн. арифм.ошибка средн.станд.откл.
11.2140.8415.448

0-------------4-------------8----------12----------16---------20-------------32

                      очень хорошо   хорошо      средн. норма        плохо    очень плохо

 Если суммарный коэффициент отклонений всех цветовых стимулов от нормативной раскладки в пределах от нуля до восьми баллов, то мы имеем хороший прогноз адаптации ребенка к школе.
 В этом случае учебные успехи ребенка будут зависеть от условий обучения и от организации самого учебного процесса, которые могут способствовать или тормозить проявлению познавательной активности ребенка, а также от выбранных учителем и родителями педагогических тактик взаимодействия.  Суммарное отклонение коэффициентов от 8 до 16 баллов можно считать средней нормой. В этот диапазон укладывается большинство поступающих в школу детей.

 Суммарный коэффициент отклонений цветовых стимулов от нормативной раскладки больше шестнадцати баллов является прогностически неблагоприятным.
 Дети, показавшие при поступлении в школу СКО больше 16 баллов, как правило, в начальной школе имеют серьезные проблемы адаптации.
 Такие дети отличаются от других детей эмоциональной неустойчивостью, определяющейся низкими порогами чувствительности и эмоциональной возбудимости, высокой импульсивностью и выраженной экстраверсией. В школе на уроках у них наблюдается неусидчивость, невнимательность, отмечается низкая учебная мотивация и плохая успеваемость.

 Высокий суммарный коэффициент отклонения от нормы коррелирует с вегетативными реакциями на учебные нагрузки (высокая частота сердечных сокращений) и большим количеством пропусков занятий по болезни.
 При обучении в начальной школе дети с высоким СКО на субъективном уровне испытывают низкую удовлетворенность своей учебной деятельностью, которая проявляется в плохом настроении, отмечаемом детьми с самого начала учебного дня, в пассивности и нежелании работать на уроках.
 У таких детей ниже, чем у их сверстников, успеваемость по основным учебным дисциплинам, поэтому родители с первого дня прихода своих детей в школу испытывают большие проблемы с их учебой.

 Родители замечают, что их дети дома избегают больших учебных нагрузок, с нежеланием выполняют домашние задания и быстро утомляются от работы. Дети, имеющие высокий суммарный коэффициент отклонения, в сравнении с детьми, имеющие низкий СКО, с большим желанием занимаются уроками дома, чем в школе, и они чаще рассказывают о своих школьных проблемах, хотя их успехи, в большей степени, чем успехи их сверстников, зависят от контроля и помощи со стороны родителей.
 То, что дома такие дети часто рассказывают о своих школьных проблемах, также является косвенным показателем неблагополучия их школьной жизни.
9. Нормы распределения суммы коэффициентов отклонения цветовых стимулов от среднестатистических значений для мальчиков и девочек, полученные на выборке 196-ти второклассников


Нормы суммы коэффициентов отклонения:
средн. арифм.ошибка средн.станд.откл.
12.910 0.483  6.035

0----------------7------------------13------------------19------------------25------------------32
           очень хорошо  хорош.норма      средн.норма           плохо            очень плохо

 Для младших школьников норма суммы коэффициентов отклонения составляет от 7 до 19 баллов.
 Суммарный коэффициент отклонения от нормы позволяет оперативно оценить динамику состояния ученика в конкретной ситуации педагогической деятельности.

 Пример 3. Для определения динамики эмоционального состояния первоклассника в течение учебного дня сделаем замеры утром, на первом уроке и на последнем - в конце учебного дня. Мальчик - первоклассник в начале учебного дня выбрал цвета в следующей последовательности:
 5 4 3 6 2 1 7 8.
 В конце дня его выбор цветов изменился и стал:
 5 3 4 1 7 6 8 2.
 Определяем значения коэффициентов отклонения от статистической нормы по таблице 2.
 Первый замер: фиолетовый - 2, желтый - 0, красный - 2, коричневый - 3, зеленый - 0, синий - 2, черный - 1, серый - 2, СКО = 12.

Второй замер: фиолетовый - 2, красный - 1, желтый - 1, синий - 0, черный - 3, коричневый - 1, серый - 1, зеленый - 3, СКО = 12.
 Суммарный коэффициент отклонения от нормы не изменился.
 Это позволяет сделать вывод, что учебные нагрузки, полученные ребенком в школе, соответствуют его психофизиологическим возможностям. Для углубленного анализа потребуется качественный анализ выборов.
10. Коэффициенты ранговой корреляции

 В психологии известен метод оценки статистической взаимосвязи параметров, получаемых путем ранжирования признаков.
 Это расчет коэффициента ранговой корреляции . Формула коэффициента ранговой корреляции имеет вид:
,
 где - разность рангов, - число рангов, - сумма квадратов разности рангов.

 Коэффициенты ранговой корреляции изменяют свою величину от -1 до +1. Фактически коэффициент ранговой корреляции выявляет степень идентичности или различия последовательности двух выборов. При = -1 порядок предпочтения цветовых стимулов прямо противоположен первому выбору, а при = +1 он полностью совпадает. В психологических исследованиях рассматриваются только статистически значимые совпадения или различия выборов в случае, если превышает критические значения. Для восьми позиций (рангов) критические значения на уровне статистической значимости р<0.05 = 0.643, а для р<0.01 = 0.833.

 Возьмем предыдущий пример 3, вычислим коэффициент ранговой корреляции и результат ранжирования представим в таблице.
 Вычислим :

 В нашем случае <0.7, что больше критического значения (р<0.05 = 0.643), но меньше критического (р<0.01 = 0.833).
 Значит, как и в вычислении СКО, мы имеем статистически значимые совпадения ранговых позиций в двух выборах.
Таблица результатов ранжирования

 Итак, суммарные показатели не выявили динамики состояния. Чтобы дифференцировать эмоциональные состояния, остается применить метод качественного анализа, что можно сделать, используя описание диагностических значений цветов.

 В приведенном раньше примере 3, показаны результаты тестирования в начале учебного дня, при котором в первом выборе позиция коричневого стимула имела коэффициент отклонения 3 балла, и в конце учебного дня, во втором выборе, позиции зеленого и черного стимулов также имеют коэффициенты отклонения по 3 балла. Отклонение этих стимулов от нормативных позиций свидетельствует, в нашей интерпретации, о напряжении физиологических систем, что проявляется у него в неконтролируемом, эмоциональном поведении и в снижении работоспособности.

 Если в начале учебного дня позиция коричневого стимула интерпретируется как наличие у ребенка потенциальных физиологических проблем, то в конце учебного дня отклонение черного стимула от своей штатной позиции может рассматриваться как проявления негативного состояния вследствие учебных нагрузок.
 
 Отклонение коричневого и черного стимулов от нормативных позиций рассматривается нами как неприятие ребенком своего актуального положения, ведущего к соматизации состояния, к возрастанию вероятности совершения необдуманных поступков (проявление импульсивности), как повышение негативизма, а отклонение зеленого стимула в конец раскладки - как обусловленную исходным состоянием эмоционально-волевую дезадаптацию, ведущую к повышению неуверенности в своих силах и снижению способности к произвольной регуляции деятельности.

Приложение 1


Таблица 1

  Коэффициенты отклонения стимулов от среднестатистической нормы для диагностики детей, поступающих в первый класс
.

Таблица 2

  Коэффициенты отклонения стимулов от среднестатистической нормы для диагностики детей младшего школьного возраста и "идеальная норма" для детей, поступающих в первый класс
.

Таблица 3

  Частотное распределение цветовых стимулов на восьми позициях (в процентах от общего количества случаев) для мальчиков и девочек, N = 673
.
Таблица 4

  Частотное распределение цветовых стимулов на восьми позициях (в процентах от общего количества случаев) Нормы для мальчиков, N = 325
.

Таблица 5

  Частотное распределение цветовых стимулов на восьми позициях (в процентах от общего количества случаев) Нормы для девочек, N = 328
.
Таблица 6

  Диагностическая группа, характеризующая активных и непослушных детей. Частота распределения стимулов в трех функциональных группах, полученная при приеме детей в первый класс. Прогноз школьной адаптации - отличный или хороший
.

Таблица 7

  Диагностическая группа, характеризующая тихих и пассивных детей. Частота распределения стимулов в функциональных группах, полученная при приеме детей в первый класс. Прогноз школьной адаптации - хороший или удовлетворительный
.
  Примечание.
1. В таблицу включены наиболее часто встречающиеся комбинации цветов.
2. Комбинации, встречающиеся реже 1% от всех случаев, в таблицу не включены.
Таблица 8

  Диагностическая группа, характеризующая зависимых, послушных и эмоционально чувствительных детей. Частота распределения стимулов в функциональных группах, полученная при приеме детей в первый класс. Прогноз адаптации - удовлетворительный
.
Таблица 9

  Диагностическая группа, характеризующая детей эмоционально возбудимых, чувствительных к угрозе, с неустойчивым настроением и поведением. Частота распределения стимулов в функциональных группах, полученная при приеме детей в первый класс. Прогноз школьной адаптации – неудовлетворительный

  Примечание.
1. В таблицу включены наиболее часто встречающиеся комбинации цветов.
2. Комбинации, встречающиеся реже 1% от всех случаев, в таблицу не включены.

Таблица 10

  Частота идентичных выборов цветовых стимулов, полученная при приеме детей в первый класс, N = 673
.


 Литература


  1. Собчик Л. Н. Метод цветовых выборов. Модифицированный цветовой тест Люшера: Методическое руководство. М., 1990.
  2. Марищук В. Л. и др., Методики психодиагностики в спорте: Учебное пособие для студентов пединститутов. М.: Просвещение, 1990.
  3. Филимоненко Ю. И., Юрьев А. И., Нестеров В. М. Экспресс-методика для оценки эффективности аутотренинга и прогноза успешности деятельности человека // Личность и деятельность: Экспериментальная и прикладная психология. Вып. 2. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982.
  4. Яншин П. В. Эмоциональный цвет. Самара: Изд-во СамГПУ, 1996.
  5. Хромов А.Б. Позитивные эмоциональные состояния младших школьников в ситуациях дифференцированного обучения. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. - Казань, 2005.
  6. Luscher M. The Luscher Color test. N. Y., 1969
.

Приложение 2


 Характеристика 1

  Психологическая характеристика ребенка, показавшего при приеме в школу последовательность выбора цветовых стимулов - 54321867, соответствующую среднестатистической норме
  Ребенок отличается от других детей тем, что в структуре его характера преобладают характеристики эмоциональности, повышенной активности и детской непосредственности. В его поведении преобладает стремление оправдать ожидания взрослых, быть послушным и прилежным в учебе. В деятельности ребенок проявляет активность, и у него выражена мотивация достижения намеченной цели и успеха.
 Тип нервной системы - сильный, неуравновешенный.
 В свойствах темперамента преобладает эмоциональная неустойчивость, повышенная реактивность и импульсивность.

 Гибкость адаптивных психофизиологических систем, с преобладанием процессов возбуждения, позволяет ребенку относительно хорошо адаптироваться к школьным нагрузкам.
 Характеристики эмоциональной сферы ребенка типичны для большинства детей этого возраста. Экстраверт, чувствительный к внешним воздействиям, у которого преобладают импульсивность и аффективность над вдумчивостью и уравновешенностью.
 Эмоциональность может проявляться в чрезмерной возбудимости, тревожности, нерешительности или застенчивости.
 
Повышенная эмоциональная чувствительность и зависимость ребенка проявляется в том, что он ориентирован на поощрение со стороны взрослого и всегда эмоционально реагирует на оценку независимо от качества выполненной работы.
 Содержание самой учебной деятельности важно для ребенка на столько, на сколько оно имеет значение для значимого взрослого, поэтому через оценку взрослого ребенок осознает значимость своей деятельности.
 Ориентация на оценку становится для ребенка источником повышенных эмоциональных нагрузок и может создать дополнительные психологические трудности, что может сделать пребывание в школе для него обременительной обязанностью.

 В силу своей повышенной эмоциональности и заинтересованности в результатах учебы у ученика в школе может развиваться тревожность, а во время выполнения ответственных учебных заданий на уроках, как проявление неадекватной оценки складывающихся обстоятельств деятельности, - состояние стресса.
 Ребенок хорошо работает в благоприятных условиях и под руководством взрослого.
 Волевая сфера находится в процессе развития и особенно активно формируется в начальной школе, поэтому активность и импульсивность у ребенка не всегда поддаются самоконтролю. Ребенок может проявлять неуверенность в своих силах.

 У ребенка относительно быстро закрепляются навыки самоконтроля за своими поступками и поведением в целом. Он любит подвижные игры. Характеристики активности и самоконтроля в пределах нормы. Ориентация в учебной деятельности направлена на результат, часто в ущерб качеству выполняемой работы. Из-за своей торопливости и недостаточной вдумчивости ученик может совершать в работе досадные ошибки, описки.

 Ребенок хорошо понимает эмоциональное состояние, настроение взрослых людей, он довольно чуткий по отношению к сверстникам.
Контакты со сверстниками налаживает быстро, но он не всегда старается поддерживать с ними хорошие взаимоотношения и находить взаимопонимание. Стремится доминировать и быть лидером в группе.
 У ребенка развиты коммуникативные способности. Разговорчив. Любит общаться со сверстниками. Манера общения свободная, эмоциональная и раскованная. Ребенок имеет много друзей и предпочитает дружить с теми, кому доверяет. Если почувствует расположение к себе, то полностью открывается в общении.

 Ребенок эмоционально и не всегда адекватно реагирует на справедливые замечания старших. В спорах нетерпелив, горячо отстаивает свою точку зрения и не любит идти на компромисс.
 У ребенка часто взаимоотношения со взрослыми обусловлены стремлением снискать их одобрение за свою учебу и поведение. Уровень умственного развития ребенка можно характеризовать по показателям вербального мышления, навыкам чтения и счета, показанных при поступлении в школу.

 Если навык чтения сформирован до школы, то это показатель высокого уровня развития когнитивной сферы. Как правило, такой ребенок проявляет в школе высокую познавательную активность, его учебная деятельность целенаправленна и осмысленна, хотя уровень притязаний его может быть неустойчивым и определяться учебной ситуацией и оценками взрослых.
 У ребенка развито воображение и наглядно-образное мышление. Хорошая обучаемость. Он может проявить способности в тех областях знаний, к которым направлен его интерес.
 
Любой здоровый ребенок имеет неограниченные потенциалы развития. Его интеллектуальные задатки могут быть реализованы в полной мере при благоприятных условиях учебной деятельности.
 Если при поступлении в школу ребенок имеет высокий уровень развития и хорошую готовность к школе, то учеба будет даваться ему легко и вызывать положительные эмоции.
 Если при поступлении в школу ребенок показывает низкий уровень умственного развития и слабую готовность к школе, то прогнозируются яркие эмоциональные реакции на трудности, эмоциональная напряженность и импульсивное поведение.

 Если ребенок общительный и еще до школы научился читать, то прогнозируется относительно быстрая адаптация к школе.
Настроение ребенка в школе неустойчиво и во многом определяется эмоциональной атмосферой на уроке и успехами в учебе.
Если ребенок справляется с учебной программой, ощущает эмоциональную поддержку взрослого, тогда он имеет положительную личностную самооценку, чувствует себя в школе хорошо.
Общий прогноз учебной деятельности для ребенка - хороший. Рекомендации родителям: ребенок требует к себе чуткого отношения, так как он по - детски впечатлителен и раним.

Ребенок имеет хорошие природные энергетические и эмоционально-волевые задатки, которые можно и нужно развивать.
  Чаще позволять ученику проявлять самостоятельность. Научить планировать свою учебную деятельность. Чаще поощрять ребенка за качественно выполненную работу, обращая его внимание на причины допущенных ошибок.

Характеристика 2

 Психологическая характеристика ребенка, показавшего при поступлении в школу последовательность выборов цветовых стимулов, соответствующую оптимальной норме - 34512867
 Ребенок отличается от других детей своими энергетическими характеристиками: высокой спонтанной двигательной активностью, работоспособностью, оптимистичностью и эмоциональной устойчивостью, самостоятельностью и независимостью в поведении.
 
Характеристики активности и эмоциональности у него имеют оптимальные соотношения.
 В то же время ребенок требует к себе чуткого отношения со стороны взрослых, так как он на самом деле достаточно чувствительный и впечатлительный. В его характере уживаются одновременно активность и самообладание, с одной стороны, и детская открытость и эмоциональная восприимчивость - с другой.
 Тип нервной системы - сильный. Сангвинистический темперамент определяет устойчивость личности к внешним воздействиям. Экстраверсия проявляется в том, что ребенок стремится активно исследовать окружающий его мир. Природные характеристики определяют гибкость его адаптивных психофизиологических систем.

 В школе ребенок проявляет себя как активный, жизнерадостный, самостоятельный, уверенный в своих силах ученик, способный работать в стрессогенной обстановке и увлекаться интересными делами, исполнительный, неравнодушный к положительным оценкам и замечаниям взрослых.
 У ребенка низкий уровень тревожности, что позволяет ему даже во время выполнения ответственного учебного задания чувствовать себя свободно, и иногда это выглядит как беззаботность.
  Эмоциональная сфера ребенка характеризуется гармоничностью и устойчивостью к нагрузкам и соответствует хорошим нормам для этого возраста. Он может проявлять сдержанность и скромность. Ребенок, как и другие дети, не застрахован от волнений, тревог и стрессов, которых немало в школе, но в таких ситуациях он мобилизуется.
 
Импульсивность у него меньше выражена, чем у других детей, но все же достаточно высокая. В учебной деятельности ученик часто ориентируется на быстрый результат, иногда даже в ущерб качеству выполняемой работы. Из-за своей самостоятельности и увлеченности работой ученик может совершать ошибки, и все же импульсивность у него, как и чрезмерная активность, поддается самоконтролю и не мешает проявлению вдумчивости, сдержанности и аккуратности. Характеристики этих свойств личности в пределах нормы.
 Ученик проявляет высокий уровень притязаний, который, как правило, соответствует такому же высокому уровню развития познавательной сферы и общим интеллектуальным возможностям. Деятельность его направлена на достижение успеха, и он активно стремится к намеченной цели, ориентируясь на эталоны, которые задают ему взрослые.

 У ребенка развиты коммуникативные способности, проявляющиеся в общительности. Свободная и раскованная манера общения позволяет полностью открыться перед собеседником.
 Ребенок предпочитает активные игры с друзьями и любит пошалить. Он не всегда старается выполнять нормы поведения, что вызывает критические замечания у взрослых.
 В процессе совместной учебной и игровой деятельности стремится доминировать и быть лидером в группе, не всегда стараясь найти взаимопонимание и иметь хорошие взаимоотношения со сверстниками. Хорошо взаимодействует только с теми, кого любит, уважает или кто ему подчиняется.
 
На справедливые замечания старших реагирует эмоционально, но адекватно ситуации. Стремится снискать одобрение со стороны значимых взрослых за свою успешную учебную деятельность и примерное поведение. Если же возникают разногласия со взрослыми, то он готов пойти на компромис или уступить, но чаще отстаивает свою точку зрения. Пластичен, долго не может таить обиду.
 Здоровый ребенок имеет неограниченные потенциалы для своего развития. Может показывать высокую познавательную активность. Стремится проявить себя в интересном и новом деле.
Деятельность его целенаправленна и осмысленна. Хорошо обучается. Может проявить способности во многих областях знаний, особенно в тех, к которым имеет свой интерес.

 Эмоциональная устойчивость и высокий уровень развития когнитивной сферы проявляются в том, что ребенок не расстраивается по пустякам, не унывает и легко увлекается интересными школьными делами, что делает его пребывание в школе источником радости. Создается впечатление, что учеба дается ему легко.

 В начальной школе у ребенка быстро формируются навыки планирования и самоконтроля за своим поведением. Ребенок относительно быстро усваивает навык самостоятельной работы.
 Положительная адаптация зависит от многих факторов жизнедеятельности, в которых формируется личность ребенка в школе и дома. Если до поступления в школу родители достаточно обращали внимания на развитие ребенка, если ребенок до школы научился читать, то в начальной школе прогнозируется быстрая адаптация к школьным нагрузкам и хорошая школьная успеваемость. Успешность обучения в таком случае зависит, в основном, от учебной мотивации самого ребенка.
 Темп умственного развития в начальной школе во многом определяется уровнем вербального мышления, показанного ребенком на момент поступления в школу.
 
Если при поступлении в школу ребенок имеет высокий уровень умственного развития и хорошую готовность к школе, то учеба будет даваться ему легко и вызывать интерес. Если у ребенка низкий уровень умственного развития и слабая готовность к школе, то можно прогнозировать более выраженное импульсивное поведение, эмоциональную напряженность и яркие эмоциональные реакции в трудных для него учебных ситуациях.
 Если ребенка окружает благоприятная социальная среда, и он справляется с учебной программой, то он чувствует себя в школе уверенно, имеет положительную личностную самооценку, и в этом случае у него преобладает хорошее настроение.
 
По своим психофизиологическим характеристикам ребенок может хорошо учиться, так как у него, как и у всех здоровых детей, имеются природные потенциалы, которые нужно развивать.
 Общий прогноз учебной деятельности - хороший. Рекомендации родителям: чаще позволять ребенку проявлять самостоятельность, научить ребенка планировать свою деятельность, поощрять ребенка за качественно выполненную работу, ставить перед ребенком учебные задачи, требующие для своей реализации большей эмоционально-волевой мобилизации.




Источник:
Категория: Хромов А.Б. публикации по психологии | Добавил: admin-1 (05 Октября 2012)
Просмотров: 9417 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вы находитесь на странице уже:

секунд!
Форма входа
Художник работающий в разных техниках
  Alla Parsons
Алла Парсонс - неоднозначный художник работающий в разных техниках: живопись маслом, акварель, графика, скульптура.
Ее картины можно посмотреть на
http://www.allaparsons.com/ или
//www.facebook.com/allaparsonsart
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск