Понедельник, 13 Мая 2024, 05:34:51
Приветствую Вас Гость | RSS

Родовое древо

Хромовы из с. Новый Усад (Н-усадские Выселки) Ельниковского (Старосиндровского) р-на в Мордовии

Каталог статей

Главная » Статьи » Публикации » Хромов А.Б. публикации по психологии

РЕФЛЕКСИВНАЯ ОЦЕНКА ПРОБЛЕМ СЕМЬИ В РОССИИ И США

Исследование представлено на 4-й Международной научной конференции
«Психологические проблемы современной семьи»
21-23 октября 2009г.


А.Б. Хромов, М.М. Басимов, Курганский государственный университет, Курган (Россия),
Д. Моррисон Университет Миннесоты, Дулут (США)


   Вопрос о соотношении истинного и ложного знания в этнической психологии является достаточно сложным, и основная трудность заключается в отсутствии надежного критерия для выявления реальных этнопсихологических характеристик той или иной социальной реальности. Можем ли мы можем определить истинность представления об этническом объекте? Можем, если соотнесем непосредственное представление об объекте с отражением второго уровня (или с собственно рефлексивным представлением), что и должно определить истинность в сравнении с представлением низшего порядка (прямыми оценками) этнического объекта. Это второе представление, представление второго уровня, и есть рефлексивное представление.

   Прообразом предлагаемого нами рефлексивного подхода может быть процедура "двух зеркал”, применяемая в социологии, которая позволяет сравнивать собственные образы (самохарактеристики) с образами других. "Вглядываясь в черты иных, далеких и близких этносов, русская национальная группа находит свою идентичность” [1].

   Любые обстоятельства действительности можно воспринимать как минимум с трех позиций рефлексивного представления.

   Первая позиция субъекта соответствует нулевому уровню рефлексивного отражения. Первая позиция - ассоциированная, отражает субъективную точку зрения от первого лица: "Так оцениваемые обстоятельства представляются лично МНЕ” При такой фиксации субъективных переживаний, то есть, при создании вторичных репрезентативных образов представлений, субъект видит все как в жизни, словно смотрит вокруг собственными глазами, вспоминая при этом, в частности, связанные с происходящим свои субъективные ассоциации.

Актуализируются все доступные воспоминания и факты, связанные, например, с первой встречей с человеком другой национальности, с незнакомой культурой. При описании таких переживаний мы обычно используем первое лицо: "Я чувствую”, "МНЕ кажется”, "с МОЕЙ точки зрения” и т.п. Эта позиция восприятия равнозначна индивидуальному сознанию. Ученые, стремящиеся к максимальной объективности в оценках и суждениях, обычно мало доверяют такому субъективному восприятию. Для этого у них есть основания: пребывая на ассоциированной, первой позиции отражения, субъект не в состоянии представить социальные объекты объективно, и это должно учитываться.

   Вторая позиция субъекта. На этой позиции вторичные переживания рассматриваются с точки зрения других представителей одного этноса, то есть с точки зрения соучастников одних и тех же событий и явлений жизни. Вторая позиция субъекта соответствует первому уровню рефлексивного измерения. Смещаясь на эту точку зрения, субъект может описать, что чувствует его соотечественник. Но, и в совместных оценках люди представляют происходящее по-разному – т.е. субъективно.

Проецируя себя на место другого человека, субъект может перейти к иной, не менее значимой точке зрения, поставив мысленно себя на его место. Для этого субъекту достаточно представить, как мир воспринимается глазами другого человека. Мы связываем эту позицию восприятия с сопереживанием ЗА ДРУГОГО. Оценка обстоятельств действительности субъектом со второй позиции предоставляет исследователю намного больше сведений, чем попытки просто угадать, что чувствует и знает другой человек. Вторая позиция в оценках в целом обычно актуализирует групповую сопричастность. Когда становится более очевидным то, как видит культуру другой, какие чувства она у него вызывает, то это уже рефлексивный уровень, который изменяет и общее представление.

Кроме того, образ с точки зрения другого дает возможность субъекту более глубоко и всесторонне укрепиться в своих представлениях, которые обретают новый смысл. Рефлексивный, то есть произвольный переход на вторую позицию при измерении означает, что признается обоснованность и тех точек зрения, которые отличаются от точки зрения самого субъекта. Исследователю начинают открываться истинные знания и представления, стоящие за этническими стереотипами. Знание этих представлений может послужить ключом к правильному представлению и, следовательно, более глубокому постижению истины. Разумеется, исследователю никогда не удастся во всей полноте выявить объективную картину, тем более на основе субъективного сознания другого человека.

Рефлексия не привносит сверхъестественных способностей, но она может послужить верным проводником на пути представления мира таким, каким его видят другие, независимо от того, согласны мы с ними или нет. Чтобы раскрыть способность и занять иную позицию при создании образа, субъекту требуется активизировать свое воображение. Для большинства испытуемых способность занимать вторую позицию восприятия означает, прежде всего, умение отказаться от стереотипов мышления и устоявшихся шаблонов представления.

   Третья и последующие позиции субъекта представления. Переходя к третьей позиции, субъект начинает вести себя как третья сторона, как совершенно посторонний человек, а не непосредственный участник культурного взаимодействия и оценивания; испытуемый становится независимым, максимально диссоциированным объективным наблюдателем. Он занимает отстраненную точку зрения, исполняет роль бесстрастного наблюдателя. При этом он отстраняется от обстоятельств, как бы отступает в тень и просто наблюдает за происходящим. Хотя фактически, оценки третьего уровня, собственно рефлексивные оценки, наименее объективны, так как они зависят от информированности оценщиков и их знаний. Эта позиция может отражать любую точку зрения, отличающуюся от точек зрения участников взаимного оценивания. Например, оценивая различия культур России, Индии и США россиянин можете взглянуть на представителей Индии с позиции американцев, или с позиции самих индийцев и так далее, переходя на любой, более высокий уровень отстраненности (рефлексивности). [2].

   В нашем исследовании представлений студентов о проблемах семьи в России и США было показано, как рефлексивный подход и использование специально адаптированного для данного исследования статистического метода М.М. Басимова позволяет суммировать все точки зрения, поднимая гуманитарное измерение на новый уровень, давая качественно новый рефлексивный характер измерениям, полученным на основе субъективных представлений. [3].

   Результаты рефлексивных представлений студентов, которые изучались с трех позиций субъектов представления и на трех уровнях рефлексии (0, 1, 2). Нулевой уровень коллективных представлений измерялся с первой позиции субъектов прямыми оценками особенностей своей культуры и особенностей других культур. На нулевом уровне рефлексии оценка культуры осуществляется с первой позиции - от субъекта к объекту (как Я непосредственно ПРЕДСТАВЛЯЮ оцениваемые культуры). [2,3].

   Первый уровень рефлексивных представлений совпадает с автостереотипами и рефлексивными представлениями других культур за представителей своей культуры. Оценка культур на первом уровне рефлексии осуществляется со второй позиции субъекта, с позиции представителей одной культуры - МЫ оцениваем себя и других (МОИ представления о том, как НАШИ представляют свою и другие культуры).

   Второй уровень рефлексивного представления - многократное отражение некоторых особенностей культуры с точки зрения представителей другой культур. На втором уровне рефлексивных представлений (уровень двойного рефлексивного представления) культуры оцениваются с третей позиции субъекта, с позиции представителей других культур – как ОНИ оценивают НАС (МЫ знаем, как ДРУГИМ представляются особенности нашей культуры и как особенности других культур отражаются в НАШЕМ сознании).

Методика, испытуемые и процедура исследования

   В нашем исследовании изучались рефлексивные представления проблем семьи студентов России и США. Нашей задачей было выявить и проанализировать представления молодых людей о трудностях, с которыми сталкивается молодая семья в России и Америке. Был разработан специальный опросник, в котором каждая сторона оценивала проблемы своей и противоположной культуры на уровне прямых и рефлексивных оценок.

   Этот перечень проблем был включен в анкету, которая предусматривала оценку, как в своей стране, так и в сравниваемой культуре, то есть выявлялись рефлексивные представления о проблемах семьи в кросс-культурном измерении. В исследовании в качестве респондентов выступали россияне и американцы. Анкета была предъявлена 60 американским и 60 русским студентам - респондентам нашего исследования, 18 – 23 лет. Данные сравнивались с учетом средних арифметических, стандартного отклонения и статистических различий по критерию Стьюдента.

   Для изучения представлений студентов проблем молодой семьи в двух культурах был применен рефлексивный подход, позволяющий минимизировать этноцентрический субъективизм испытуемых. Изучались представления студентов на трех уровнях рефлексии (0, 1, 2). Нулевой уровень представлен прямыми оценками особенностей своей культуры. Первый уровень рефлексивных представлений совпадает с автостереотипами. Второй уровень рефлексивных представлений – многократное отражение с точки зрения представителей другой культуры. Именно "отзеркаливание” лежит в основе рефлексии – "…это процесс удвоенного зеркального взаимоотображения субъектами друг друга, содержанием которого выступает воспроизведение, мысленное воссоздание особенностей друг друга” [1].

   Всего было опрошено 120 семейных студентов 18 – 23 лет в России и США по 15 параметрам [2]:   1. Неуверенность в своем будущем;   2. Трудности при приобретении жилья;   3. Неравенство мужчин и женщин;   4. Безработица;   5. Платное образование;   6. Платное медицинское обслуживание;   7. Воспитание детей;   8. Насилие в семье по отношению к детям;   9. Насилие в семье по отношению к женщине;   10. Взаимоотношение с родителями;   11. Проблема невинности при вступлении в брак;   12. Планирование семьи и контрацепция;   13. Аборты;   14. Разногласие супругов по вопросам секса;   15. Проблема свободного времени.

Изложение и анализ результатов

   Анализ прямых оценок проблем российских семей русскими и американскими студентами выявил достоверные различия по шести параметрам. Российские студенты считают, что в России у молодых семей достаточно остро обозначена проблема платного образования и трудности в приобретения жилья. Американцы считают, что в России более актуальны такие проблемы как: неравенство прав мужчины и женщины, насилие в семье по отношению к детям и женщинам и разногласия супругов по вопросам секса. Остальные параметры опросника (проблемы) статистически достоверно не различаются. И американцев и русских одинаково сильно беспокоит проблема безработицы, платного медицинского обслуживания и проблема свободного времени, а наименее значимая для молодых семей проблема - проблема невинности при вступлении в брак.

   При прямом оценивании проблем американских семей американскими и русскими студентами выявлены достоверные различия по восьми параметрам. Сами американцы выше русских студентов оценивают такие свои проблемы как - насилие в семье по отношению к женщинам и детям, безработица, неравноправие мужчин и женщин, трудности приобретения жилья, неуверенность в своем будущем, проблемы контрацепции и планировании семьи, проблема невинности при вступлении в брак. То есть, по прямым оценкам вектор семейных проблем у американцев и россиян различается: те проблемы, которые американцы считают для себя актуальным и оценивают как вызывающие тревогу (относительно высокие оценки), с точки зрения русских семейных студентов – американцев эти проблемы не должны волновать. По остальным семи параметрам мнения совпадают.

   При оценивании проблем российских семей русскими и американскими студентами с точки зрения других россиян (рефлексивная позиция первого уровня) по восьми параметрам различий не обнаружено, а по остальным семи следующая картина: русские студенты думают, что другие россияне наиболее остро оценивают проблемы безработицы, платной медицины, платного образования, проблемы, связанные со взаимоотношени-ями с родителями, проблемы абортов, разногласия супругов по вопросам секса, проблему отдыха. Однако американские студенты считают, что россияне этим проблемам дают меньшую оценку.

   При оценивании русскими и американскими студентами семейных проблем в США с точки зрения россиян достоверное различие только по одному параметру - контрацепция и планирование семьи. В России бытует мнение, что в США эта проблема максимально решена и американцев она не волнует, а американцы считают, что русские считают, что для американцев она является проблемой. А по остальным параметрам мнения совпадают. Русские и американские студенты считают, что все россияне думают, что в США самая актуальная проблема – это проблема взаимоотношений с родителями, дальше идет проблема абортов, насилие в семье по отношению к женщинам и детям, а менее актуальны проблема для американцев – это неуверенность в своем будущем.

   При оценивании представлений американцев о проблемах российских семей русскими и американскими студентами достоверных различий не обнаружено. Максимально интенсивно оценивается проблема безработицы, а минимально - проблема невинности при вступлении в брак. Сравнивая представления русских и американских студентов о проблемах семей в США с точки зрения американцев можно сделать вывод, что русские студенты думают, что американцы менее озабочены проблемами безработицы, жилищными проблемами и у них достаточно высокая уверенность в завтрашнем дне. Но американские студенты считают, что их соотечественники гораздо больше озабочены этими проблемами и уверенность в будущем у них достаточно низкая.

   При прямом оценивании русскими студентами российских и американских проблем студенческих семей - четыре параметра у русских достоверно выше – а именно: большая обеспокоенность безработицей, жилищными проблемами, платным образованием и неуверенностью в своем будущем. Однако при оценивании американцами российских и американских проблем российским семьям приписывают проблему, выражающуюся в неуверенности в будущем, а также американцы думают, что у молодых в России имеются разногласиям по вопросам секса. В тоже время, американцы считают, что в России гармоничные отношения молодых с родителями.

   Российские студенты считают, что другие россияне еще более высоко, чем они сами оценивают проблемы неуверенности в своем будущем, насилие в семье по отношению к женщинам и проблемы разногласий супругов по вопросам секса. Самыми актуальными проблемами с субъективной точки зрения для молодых семейных россиян являются безработица, проблема приобретения жилья, платная медицина и образование, а менее актуальными - насилие в семье.

При сравнении представлений русских студентов с их представлениями с точки зрения американцев мы получили следующие результаты: достоверные различия по шести параметрам. Русские студенты считают, что американцы дают более высокие оценки российским проблемам, чем они сами. Русские студенты думают, что у американцев бытует мнение, что в России актуальны проблемы насилия в семье, проблема свободного времени, неравноправия мужчин и женщин, неуверенности в своем будущем, а менее актуальна проблема невинности при вступлении в брак.

При сравнении персональных представлений американских студентов и их представлений с точки зрения россиян о проблемах молодых семей в США мы выявили 9 достоверных различий. Американские студенты, считают, что россияне недооценивают в США такие проблемы как: неуверенность в своем будущем, трудности приобретения жилья, неравноправие мужчины и женщины, безработица, платное образование и медицина, воспитание детей, насилие в семье, проблема свободного времени. Американцы подчеркивают их актуальность. Более всего американцы выделяют проблему платного медицинского обслуживания, а менее всего проблему разногласий супругов по вопросам секса.

   Для рефлексивного статистического анализа данных исследования использовался авторский метод [3]. При сравнении множества прямых и рефлексивных оценок (пар «оценка – параметр») – 12 оценок по 15 параметрам для всех упорядоченных пар «группа–параметр» максимальное и минимальное значения сравнительной весомости получились следующими: VES/max=168 и VES/min= -147.

   Выбирая из пар «оценка – параметр» пары, относящиеся к одному изучаемому параметру, получим распределения по уровням сравнительной весомости 12 оценок, относящихся к этому параметру. В обозначении оценки NXYZ четыре позиции имеют следующий смысл: N – уровень рефлексии (0, 1, 2); X – кто оценивает (R, A); Y – кого оценивают (R, A); Z – с чьей точки зрения оценивают (R, A). Прямая оценка по позиции Z обозначается символом «*».

   Для изучения несоответствия спектра прямых и рефлексивных оценок предпочтительней рассматривать эти несоответствия интегрировано на множестве всех параметров. Тензор групп оценок TS(S,S) описывает интегральное сравнение групп оценок на множестве изучаемых параметров [3] и представляет симметричную квадратную матрицу TS(S,S) размерности S*S (S строк и S столбцов). Матричный элемент, принадлежащий строке i и столбцу j, дает численную характеристику «расстояния» между группами оценок под номерами i и j в пространстве изучаемых параметров, представленными ковекторами сравнительной весомости, определенными для замкнутого множества рассматриваемых групп оценок.

   Выберем из тензора компоненты, позволяющие интегрально (одновременно по 15 параметрам) сравнить уровень рефлексии, который тем больше, чем меньше значения компонент тензора, показывающих отдаленность рефлексивных оценок. При сравнении двух культур уровень рефлексии, прежде всего, определяют следующие четыре компонента, позволяющие оценивать каждую культуру с одной и той же позиции, когда оценки дают представители разных культур (первые буквы отличаются):

   1RRR 2RAA 2RRA 1RAR
   2ARR 1AAA 1ARA 2AAR
   2083 808 788 779

   Как видно из представленных результатов вычисления наибольшее расхождение между рефлексивными оценками россиян и американцев получены при оценке семейных проблем в российской культуре с позиции всех россиян (2083).

   Другие отличия между оценками, даваемыми россиянами и американцами имеют значительно меньшие расхождения (и находятся примерно на одном уровне):
  1) оценки семейных проблем в американской культуре с позиции американцев – 808;
  2) оценки семейных проблем в российской культуре с позиции американцев – 788;
  3) оценки семейных проблем в американской культуре с позиции россиян – 779.

   Когда представители того или иного этноса оценивают свою культуру, то парные различия (по 15 параметрам) между тремя оценками (одна прямая оценка и две рефлексивные) значительно больше, чем при оценке чужой культуры. Результаты этих различий следующие:

   Для российских оценщиков
   0RR* 1RRR 0RR* 0RA* 1RAR 0RA*
   2RRA 2RRA 1RRR 2RAA 2RAA 1RAR
   1607 1294 853 963 769 274
   Суммы трех оценок равны 3754 и 2006.

   Для американских оценщиков
   0AA* 2AAR 0AA* 0AR* 0AR* 2ARR
   2AAR 1AAA 1AAA 2ARR 1ARA 1ARA
   1381 1286 727 1018 817 599
   Суммы трех оценок равны 3394 и 2434.

Заключение

   Проблема семьи в кросс-культурном измерении имеет огромную литературу. (А.И. Зацепин, М. Джемс, В. Дружинин, Ю.Е. Алешина, Н. Смелзер, Р.В. Овчарова, С.И. Голод, В.А. Сысенко, Э.К. Васильева и другие). Новизна нашего исследования заключается в том, что мы рассматривали проблемы российских и американских семей через призму рефлексивных представлений молодежи, тем самым была повышена объективность знания и минимизировано влияние этнических стереотипов. Разработанная авторская анкета оказалась способной дифференцировать проблемы семей в кросс-культурном исследовании. По результатам исследования можно сделать следующие выводы:

   1. У российских студентов была выявлена тенденция к некоторому занижению проблем американских семей и завышению проблем российских семей. Более того, русские студенты думают, что американцы оценивают российские проблемы еще более выраженными, чем сами молодые россияне. Это преувеличение своих проблем связанно с высокой эмоциональностью и пессимистичностью русских, что является этнопсихологической особенностью россиян. Еще великий российский поэт А.С. Пушкин писал, что "несчастье жизни семейственной есть отличительная черта русского народа”.

   2. Американцы считают, что проблемы экономического характера, такие как трудности при приобретении жилья, безработица, платное образование, платная медицина, решаются в России и не так остро стоят для российских семей, а вот что касается неравноправия мужчин и женщин, насилия в семье, контрацепции и планирования семьи, разногласия супругов по вопросам секса, то эти проблемы России еще предстоит решить. Представления россиян и американцев совпадают.

   3. Сравнивая американские прямые оценки проблем российских семей и рефлексивные представления русских о проблемах россиян с точки зрения американцев мы обнаружили почти полное совпадение. Это говорит о большей рефлексивности в представлениях русских, по сравнению с американцами и относительной объективности информации.

   4. Интересен тот факт, что и американцы и русские студенты говорят, что у российских семей должно быть гораздо больше уверенности в своем будущем, чем у американских семей. Это можно объяснить тем, что Россия ассоциируется с большим потенциалом развития, что подтверждается современными преобразованиями, происходящими в обществе и стабильно высокими темпами экономического развития.

   Важным свойством этнических стереотипов считается устойчивость и даже ригидность к новой информации. Наше исследование несет новую объективную информацию о проблемах семьи в России и США. Американцы ошибаются, рефлексируя за россиян их семейные проблемы. Возможно, что ошибочные представления у американцев возникают в силу того, что их мало интересуют проблемы, с которыми сталкиваются молодые семьи в России. Рефлексия же россиян американской культуры более адекватна, так как оценки россиян семейных проблем за американцев, больше совпадают с оценкам, которые дают сами американцы, как с позиции россиян, так и с позиции других американцев. Выводы исследования базируются на взглядах Д.Кэмпбелла, который считал, что признаком истинности этнических представлений является согласованность между восприятием группы самой себя и ее восприятием другой группой, то есть при совпадении автостереотипов и гетеростереотипов [5].

   Представления о проблемах семьи в данной культуре, сформированные у представителей других культур, на уровне прямых оценок соотносятся со стереотипными представлениями. Когда речь идет о том, как проблемы семьи воспринимаются представителями этой же культуры (т.е. о самих себе), тогда оценки соответствуют автостереотипам. В случае, когда оцениваются проблемы семьи в данной культуре, но с точки зрения представителей других культур – тогда речь идет о рефлексивных представлениях.

   Данные исследования говорят о том, что на оценку проблем семьи в другой культуре большое влияние оказывают этнические и культурные стереотипы. Способность хорошо рефлексировать, выявляемая у представителей той или иной этнической группы, позволяет группе более объективно понимать свою и чужую культуру.

Литература

   1. Хромов А.Б. Рефлексивный подход при измерении этнических представлений и особенностей культуры // Вестник Курганского университета. – Серия «Физиология, психология, медицина» - Вып. 3. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2008. - С. 98-102.

   2 Anatoly Khromov, Dorothy Morrison. Students’ Refflexive Conceptions on Cultural Peculiarities and the Family Problems in Russia and USA // Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция с Международным участием «СЕМЬЯ И РОДИТЕЛЬСТВО - XXI ВЕК» – 2009, Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2009. - С. 22-31.

   3 Басимов М.М. Математические методы анализа рефлексивных представлений в кросскультурных исследованиях // Рефлексивные процессы и управление. – 2005. – Том 5. – №1. – С. 59-70.

   4. Басимов М.М., Хромов А.Б. (Россия), Дюби Б. (Индия), Моррисон Д. (США) Рефлексивные представления некоторых особенностей культуры России, Индии и США // Рефлексивные процессы и управление. – 2005. – Том 5. – №1. – С. 35-59.

   5. Schwartz, S.H. (1994). Beyond individualism/collectivism: New cultural dimensions of values. In U. Kim, H.C. Triandis, C. Kagitcibasi, S.C. Choi, & G. Yoon (Eds.), Individualism and collectivism: Theory, method, and applications (pp. 85-119). Thousand Oaks, CA: Sage.




Источник:
Категория: Хромов А.Б. публикации по психологии | Добавил: admin-2 (10 Ноября 2012)
Просмотров: 8416 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вы находитесь на странице уже:

секунд!
Форма входа
Художник работающий в разных техниках
  Alla Parsons
Алла Парсонс - неоднозначный художник работающий в разных техниках: живопись маслом, акварель, графика, скульптура.
Ее картины можно посмотреть на
http://www.allaparsons.com/ или
//www.facebook.com/allaparsonsart
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск