Понедельник, 13 Мая 2024, 16:36:08
Приветствую Вас Гость | RSS

Родовое древо

Хромовы из с. Новый Усад (Н-усадские Выселки) Ельниковского (Старосиндровского) р-на в Мордовии

Каталог статей

Главная » Статьи » Публикации » Хромов А.Б. публикации по психологии

АТРИБУТИВНЫЙ СТИЛЬ И СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ТРЕХ ПОКОЛЕНИЙ РОССИЯН В ЭПОХУ КУЛЬТУРНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИИ


УДК 159.9.316.6
Хромов А.Б.
Курганский государственный университет


Аннотация

В статье обсуждаются статистические различия параметров субъективного благополучия и атрибутивного стиля у представителей трех поколений россиян.
Ключевые слова: атрибутивный стиль, оптимизм, пессимизм, субъективное благополучие, культурная трансформация, демократизация, межпоколенные различия.

Khromov A.B.
Kurgan State University


ATTRIBUTINAL STYLE AND SUBJECTIVE WELL-BEING OF THREE GENERATIONS OF RUSSIANS DURING THE CULTURAL TRANSFORMATION OF RUSSIA

Annotation

In this research, we investigated significant differences in the subjective well-being of three generations of Russians (today´s youth and their direct parents and grandparents). Using questionnaires, we assessed attitudes toward political freedom, personal safety, self-esteem, happiness, optimism, pessimism, life hardships, and potential for self-realization. The body of research demonstrates that the younger generation of Russians has a different social reality than their parents and grandparents, which we suggest is connected with the fact that Russia today is a completely different country than Russia 20 years ago. This young generation tends to rate their life more optimistically than members of older generations.
Keywords: attributinal style, optimism, pessimism, subjective well-being, cultural transformation, democratization, inter-generational differences.


Введение

Социальная направленность политики государства формирует и определяет психологическую атмосферу в обществе, в котором может преобладать либо социальный оптимизм и чувство национального достоинства, либо пессимизм, уныние и комплекс национальной неполноценности. Справедливость данного тезиса подтверждается сложившейся ситуацией в современной России, которая последние двадцать лет живет, круто развернувшись от коммунистической идеологии и плановой рыночной экономики к демократическому устройству общества, в основе которого - частная собственность на средства производства, либерально-демократические ценности и демократические свободы. Революционные изменения затрагивают экономику, демократические институты общества и сознание людей, хотя положительный эффект от трансформации не столь очевиден, как первоначально ожидалось многими. Даже сам родоначальник российской демократии М.С. Горбачев назвал демократию в современной России обманом: «У нас есть институты, но они не работают. У нас есть законы, но их необходимо исполнять» [1].

Трансформация российского общества, сопровождаемая хронической стагнацией экономики, перманентными экономическими кризисами и частыми социальными катаклизмами не только подвергла материальным лишениям значительную часть населения страны, но и породила в народе неверие в эффективность государственных институтов, сомнения в возможности улучшения жизни в будущем. В тоже время, все познается в сравнении, и многие проблемы россиян носят субъективный характер. Так, по мнению американского социального психолога Рональда Инглхарта «Россия на фоне других стран представляет собой весьма интересный случай, когда свое субъективное благополучие люди определяют ниже, чем об этом говорят объективные экономические индикаторы» [2].

Современное состояние общественного сознания в России можно характеризовать в терминах теории выученной беспомощности М. Селигмана [3]. Селигман и его последователи экспериментально доказали, что беспомощность вызывают не сами по себе неприятные события, а субъективный опыт, подтверждающий неконтролируемость негативных событий. Человек, как и испытуемые собаки в эксперименте психолога, становится беспомощным, если у него формируется убеждение в том, что от его активных действий ничего не зависит, что неприятные события происходят как бы сами по себе и изменить их течение невозможно.

Психологическая трактовка оптимизма/пессимизма по Селигману рассматривается как атрибутивный стиль, отражающий позитивные или негативные объяснения текущих или прошлых событий, да и будущего в целом. Определяющей чертой пессимиста является его вера в то, что неудачи будут длиться долго или всегда (постоянство), распространяются на все, что бы ни делал человек (генерализация), и виноваты в них он сам (персонализация). Пессимисты преувеличенную бедность, злобность, и низкий уровень культуры. Оптимисты же верят, что неудачи носят временный характер, имеют конкретную причину, и виновны в ее возникновении не они сами, а незапланированные обстоятельства.

Семидесятилетний социальный эксперимент показал нескольким поколениям россиян, что экономические трудности имеют устойчивые признаки постоянства и генерализации, что их невозможно элиминировать усилиями индивида. И даже смена социально-экономического устройства общества и трансформация экономики за последние два десятилетия не изменили эту устойчивую закономерность. В результате сложившейся убежденности в невозможности быть активным субъектом своей жизнедеятельности у активной части населения сформировался пессимистический атрибутивный стиль объяснения жизненных событий, при котором жизненные цели замкнулись преимущественно на материальных проблемах выживания.

В современной России по данным социологов в разряд «нуждающихся и низкообеспеченных» попадают 73,5% населения [4], а 90% из них считает, что не может влиять на решения, принимаемые властью [5]. Другая, но значительно меньшая часть граждан (властные элиты и олигархи, владеющие средствами производства) ориентирована на быстрое материальное обогащение. Резкая дифференциация доходов и значительное количество граждан, живущих за чертой бедности, являются индикаторами неустойчивого социально- экономического развития страны.

Исторический опыт социалистической России показал, что плановая централизованная экономика так и не смогла решить проблему удовлетворения запросов граждан в комфортной жизни. Длительное ожидание светлого будущего, которое так и не наступило, привело к неверию в возможность на основе своих усилий изменить ситуацию к лучшему. Постоянные неудачи в осуществлении жизненных планов привели к дефициту социальной и личностной мотивации, к культурной деградации и к снижению морального духа людей. Всеобщий социальный пессимизм проявился в глобальных национальных проблемах: в замедлении темпов экономического роста, в глубоком демографическом кризисе – итогом всего стала рухнувшая политико- экономическая система социализма в 1991 году.

Двадцатилетний рубеж разделяет старшее поколение, хорошо познавшее на своем опыте «преимущества» социалистического образа жизни, и новое поколение российской молодежи, имеющее смутное представления о жизни в советском обществе. Условно, временное расстояние между тремя поколениями также составляет двадцать лет.

Актуальность данного исследования вытекает из необходимости изучения влияния социально-психологических феноменов переходного периода российской истории на изменения в общественном сознании, детерминирующих оптимистический или пессимистический взгляд на жизнь, на субъективное благополучие представителей разных возрастных групп новой России.

Предметом исследования стал атрибутивный стиль объяснения жизненной ситуации и субъективного благополучия в межпоколенной динамике. В социально-психологическом квазиэксперименте использовался «экс-постфактум» план исследования. Сравнивались три возрастных группы россиян, проживающих в самом центре России, в г. Кургане, находящихся в родстве. Всего опрошено 538 человек: двадцатилетние студенты – 186 человек (девушки - 132, юноши - 54), их сорокалетние родители – 239 человек (мамы - 114, папы - 125), шестидесятилетние представители пожилого возраста – 139 человек (бабушки – 46, и дедушки – 79).

Гипотеза исследования заключалась в том, что выявленные статистические различия между показателями атрибутивного стиля и субъективного благополучия в группах представителей молодого поколения (рожденных и воспитанных в демократической России) и поколением их родителей с одной стороны, и отсутствие статистических различий этих признаков в группах родителей и лиц пожилого возраста, проживших большую часть своей жизни в СССР – станет основанием для интерпретации межгрупповых различий воздействием независимой переменной – сменой социально-экономической системы.

Выводы исследования сделаны на основе данных, полученных с помощью опросника атрибутивного стиля (ASQ) М.Селигмана и анкеты оценки субъективного благополучия П. Генковой.

Изложение и обсуждение результатов исследования

I. Вначале рассмотрим показатели атрибутивного стиля (характеристики оптимизма/пессимизма), полученные с помощью опросника ASQ М. Селигмана у трех поколений россиян представленные ниже в таблице. Шкалы ASQ имеют следующие названия:
1) постоянство плохого, 2) постоянство хорошего, 3) широта плохого, 4) широта хорошего, 5) персонализация плохого, 6) персонализация хорошего, 7) общий показатель по отношению к неблагоприятным событиям, 8) общий показатель по отношению к благоприятным событиям, 9) разница между суммой показателей хорошего и суммой показателей плохого как окончательный показатель оптимизма/пессимизма.

Различия параметров атрибутивного стиля у представителей трех поколений россиян



Анализ данных исследования показывает, что достоверные различия параметров оптимизма/пессимизма получены между группами студентов и их родителей, а также между группами студентов и пенсионеров, что соответствует первоначальной гипотезе. В тоже время, различий параметров оптимизма между группами испытуемых двух старших возрастных групп, проживших всю свою жизнь при социализме (родители и пенсионеры) не выявлено, что позволяет делать предположение о том, что молодое поколение живет в другой стране, отличающейся от той, в которой жили представители старших поколений. Характер атрибутивного стиля меняется от минимальных значений оптимизма к более выраженным значениям пессимизма, и эта направленность коррелирует с возрастом.

Получена следующая закономерность: чем старше испытуемые, тем более выражен у них пессимизм, проявляющийся в устойчивом ожидании плохого. У студентов по сравнению с другими поколениями выявлены самые высокие значения по двум шкалам теста ASQ (значения по шкалам лишь немного превышают единицу, хотя максимальный показатель может быть 24 балла) – «суммарный показатель оптимизма» 1.298 и «персонализация хорошего» 3.028. Эти усредненные значения по сравнению с нормами теста низкие, что свидетельствует о достаточно выраженном пессимизме даже у представителей самого молодого поколения россиян. А наиболее низкие значения суммарного показателя оптимизма 0.39 в данном исследовании получены у представителей самого старшего поколения, у пенсионеров.

Объяснение причин пессимистической атрибуции россиян попробуем отыскать в глубинах российской истории, в особенностях климата на территории России и в своеобразии сложившегося современного устройства политической жизни общества:
1. В России на протяжении длительной исторической перспективы неоднократно повторяются неудачи в осуществлении масштабных социальных преобразований и модернизаций экономики. Последнее потрясение – переход страны на рельсы рыночной экономики. К неудачам можно отнести и результаты построения общества нового типа, основанного на коммунистических принципах – попытки, протяженностью в 70 лет и признание этого опыта неудачным. В своем ежегодном послании 2005 года президент Владимир Путин заявил, что крушение СССР стало крупнейшей геополитической катастрофой, а для «русских это стало настоящей драмой» [6]. Все крупные неудачи сохраняются в исторической памяти многих поколений россиян и формируют социальный пессимизм, что соответствует теории выученной беспомощности М.Селигмана;

2. В современной России не сформированы понятные гражданам цели развития страны: за 20 лет новой истории в России не созданы демократические институты, не заложен фундамент упорядоченных экономических и социальных реформ;

3. Негативный атрибутивный стиль возникает у старшего поколения россиян в результате накопления неосуществленных ожиданий, связанных с повышением качества жизни. Этот негативный заряд накапливается и транслируется как социально-психологический феномен от старшего поколения к младшему, контрастируя при сопоставлении с благополучными странами, которые при сравнении с Россией не испытали в течение последних 20 лет подобного глобального социального потрясения (например, относительно стабильная ситуация в США и Западной Европе длится все послевоенное время);

4. Объективная невозможность преодолеть технологическое отставание от передовых развитых стран, в частности обусловлено необходимостью опираться преимущественно на собственные ресурсы, так как из-за коммунистического прошлого ведущие западные страны боятся и не доверяют уже и демократической России, продолжая оказывать дискриминационные ограничения. Начиная преобразования Россия рассчитывала получить от Запада ощутимую финансовую и экономическую помощь, но так ее и не получила. Рассчитывала на помощь в проведении модернизации экономики, какую в свое время получила Германия для восстановления своей послевоенной экономики;

5. Ошибки в управлении современной Россией привели к тому, что ранее сильная социалистическая экономика скатилась до уровня развивающихся стран, так и не став в полной мере свободной, рыночной экономикой. Например, если доля топливно-энергетических товаров в структуре экспорта СССР составляла 15.7% в 1970 г., то она достигла 67.8% в 2008 г. В советские времена экспорт машин и оборудования составлял 21.5%, то в 2008 г. – только 4.9%, а продовольствия и сельскохозяйственного сырья – соответственно - 8.9% и только 2% [7];

6. Наличие богатых сырьевых ресурсов у России (хоть это и звучит парадоксально) – также становится препятствием в реализации активности людей. Неумение или нежелание воспользоваться этим даром властных структур государства (у власти нет политической воли, чтобы мобилизовать средства «сырьевой экономики» для технологического прорыва страны);

7. Географический фактор. Россия – это северная страна, с весьма неблагоприятными на большей территории климатическими условиями. По мнению международного экспертного сообщества, лишь ¼ территории России считается пригодной для условно-комфортного проживания, жизнь же в остальных регионах страны требует определенного героизма [8]. Серая и унылая бескрайняя равнина, покрытая в течение полугода белым снегом и низкая температура влияют на национальный характер россиян, формирует внешний локус контроля (зависимость от обстоятельств), пессимизм, переходящий в уныние. К тому же, постоянная неуверенность в возможность получить справедливое вознаграждение за затраченные в работе усилия (особенно в сельском хозяйстве);

8. Россию постоянно преследуют неудачи в преодолении трудностей в обеспечении продовольствием населения. Хотя в современной России бедные не умирают с голоду, но россиян, живущих на прожиточный минимум, которые тратят на продукты питания до 80% своего семейного бюджета – неприлично много. Продовольственная проблема в России обусловлена не только неблагоприятными климатическими условиями для эффективного производства сельскохозяйственной продукции, но и ошибками волюнтаристского характера, повторяющимися на протяжении длительного времени. Например, волевое разорение индивидуальных сельхозпроизводителей и создание коллективных хозяйств в 30 годах, индустриализация за счет внутренних ресурсов в 40 годах, непродуманное, и в результате в долгосрочном плане неудачное освоение целинных и залежных земель в 50 годах прошлого века;

9. Существующее противоречие в сознании россиян, в котором одновременно присутствуют великодержавные претензии на национальное величие с одной стороны и рефлексивная неудовлетворенность скромными достижениями по улучшению качества жизни с другой, возникающее всякий раз, когда происходит сравнение с другими экономически развитыми странами;

10. Расхождение повседневной реальности и навязываемой картины от СМИ. В реальности жизнь граждан за двадцать лет не улучшилась – постоянно происходит рост цен на самое необходимое: на питание, коммунальные услуги, бензин, так что все повышения и надбавки к зарплате работающих и пенсии пожилых людей съедаются инфляцией. А СМИ устами руководителей государства постоянно внушают гражданам об улучшении их качества жизни, о высоких темпах роста экономики, об увеличении золотовалютных резервов России, о грядущем удвоении ВВП.

11. Коммунистическая идеология в России не заменена равноценной стройной системой нравственных ориентиров или новой религией, в то время как позиции традиционной религии в обществе сильно подорваны многолетней атеистической пропагандой социалистического государства.

II. Далее рассмотрим межпоколенные различия показателей субъективного благополучия и самооценок личности в блоке анкетных вопросов, характеризующих «страну/общество/культуру» с позиций оценок давления современного общества на личность. В статье обсуждаются только статистические достоверные различия параметров между поколениями студентов, родителей и людей пенсионного возраста (Рис. 1-3).

Исследование показало, что молодое поколение студентов, как и предполагалось, отличается от своих родителей и самого старшего поколения курганцев, дедушек и бабушек студентов. Так, при использовании анкеты с 7-балльной шкалой для оценки блока характеристик страны/общества/культуры России получены следующие закономерности:

Максимально высокие оценки, характеризующие страну/общество/культуру получены в группе студентов по шкалам «чувство свободы», «слабость людей в этом обществом не прощается» и «поддержка со стороны общества». (См. Рис. 1). Студенты и представители старших поколений, поставив относительно низкие оценки по шкале «в этой стране преследуют за достижения» (студенты поставили оценку 3.25, родители 2.2 р≥.02), тем самым испытуемые выразили свое позитивное отношение к поощрению государством гражданской инициативы. Данные опроса свидетельствует о том, что испытуемые не испытывают сильных ограничений для своей личностной самореализации. Причем, молодые люди чувствуют себя более свободными в современном российском обществе, в сравнении с представителями старших поколений (оценки по шкале «чувство свободы» 5.48, 5.31 и 3.76 р≥.001). Студенты больше ощущают заботу со стороны государства, чем старики (5.06 и 1.88 соответственно р≥.001). Молодые люди обоего пола и их родители высоко оценивают свои жизненные перспективы и их оценки сильно отличаются от оценок пенсионеров (4.77, 4.79 и 3.0 р≥.001). В тоже время, лица старшего возраста по сравнению с молодыми острее ощущают неспроведливость современного общества по отношению к слабым и лицам с пониженной активностью. Данные опроса показывают, что старики чувствуют себя изолированными и одинокими (3.76 и 2.58 соответственно) в современном обществе.


Рис. 1. Средние значения субъективных оценок и статистические различия характеристик страны/общества/культуры

Старшее поколение субъективно ощущает давление со стороны жизненных обстоятельств, испытывает материальную нужду, переживает трудности и желает перемен. (См. Рис. 2). По сравнению со студентами поколение пенсионеров ниже оценивает качество своей жизни (4.2 и 3.05 соответственно) и их вера в хорошее будущее менее оптимистична (5.39 и 3.76 соответственно). В тоже время, старики по сравнению со студентами в большей степени субъективно ощущают давление внешних обстоятельств (5.05 и 3.45), острее испытывают потребность в измениении ситуации, демонстрируя тем не менее надежду на улучшение своей жизни (5.94 и 4.97 соответственно). Люди пожилого возраста до сих пор настальгически живут в социалистическом прошлом, ассоциируя его с более комфортной и защищенной жизнью. Старики хотят перемен к лучшему и все еще расчитывают на помощь общества и государства. Студенты по сравнению с представителями старших поколений выше определяют свое субъективное благополучие и в большей степени удовлетворены современной жизнью.


Рис. 2. Средние значения и статистические различия субъективного благополучия с точки зрения оценок давления современного общества на личность

При анализе гендерных различий субъективного благополучия выявлено, что юноши по сравнению с девушками чувствуют себя более уверенными, успешными и удовлетворенными жизнью в современном обществе. Мужчины, по сравнению с женщинами, показывают более высокий уровень интернальности, большую ответственность за свою жизнь. По сравнению с женщинами, мужчины чувствуют себя более свободно и в большей безопасности, поддерживают те социальные изменения, которые проводит правительство, так как считают их необходимыми для дальнейшего развития общества. У матерей выявлен самый высокий уровень пессимизма, так как они на себе постоянно испытывают трудности, вызванные нестабильной экономической ситуацией. Женщины больше мужчин озабочены социальными конфликтами, влиянием внешних факторов на свою жизнь и на жизнь молодого поколения.

Женщины обращают большее внимание личной и общественной безопасности. Пожилые мужчины придают большую значимость авторитету власти, лояльней относятся к политической ситуации в стране в вравнении с бабушками, которые критично настроены по отношению к правительству и государству, и менее оптимистично оценивают свою жизнь. Пожилые женщины, к тому же, в большей степени обеспокоены деградацией культуры в обществе, острее замечают отклонения от норм в поведении у молодого поколения. С увеличением возраста различий в оценке параметров субъективного благополучия среди испытуемых женского и мужского пола становится меньше.

Анализ самооценок каждой возрастной группы показывает, что молодое поколение более удовлетворено собой, в сравнении со своими родителями или лицами пожилого возраста (3.48 студенты, 3.05 старики, р ≥.01). Представители групп дедушек и бабушек имеют меньше оснований для гордости за себя (2.32 студенты, 2.64 старики (р ≥.001).


Рис.3. Самооценка испытуемых трех поколений россиян

Студенты показывают относительно высокую самооценку, которая проявляется в приписывании себе выраженных положительных личностных качеств. Представители самого старшего поколения в большей степени считают, что они не имеют оснований для гордости, так как видимо, это поколение в какой-то степени осознает свою ответственность за сложившуюся в стране ситуацию, так как они в свое время не защитили завоевания социализма, и позволили проведению радикальных рыночных реформ в стране. В представлении людей пожилого возраста современное общество деградирует, становится более прагматичным и эгоистичным. Уровень культуры снижается, уважение к старшим теряет свое прежнее значение. Например, если студенты считают традиционную модель семьи устаревшей, то самое старшее поколение критично относится к добрачным сексуальным связям и в целом, к институту «гражданского брака». В тоже время, все испытуемые в равной степени важными добродетелями общества считают уважение молодыми старших.

Выводы

В исследовании сравнивались атрибутивные стили и субъективные показатели качества жизни трех поколений россиян, живущих в географическом центре России. При интерпретации полученных данных учитывался тот факт, что представители молодого поколения всю свою жизнь живут в совершенно других социально-экономических условиях, в отличие от своих родителей, бабушек и дедушек, которые большую часть жизни прожили в социалистическом обществе.

Все три поколения россиян пессимистично атрибутируют обстоятельства своей жизни и испытывают неудовлетворенность качеством жизни. Уровень субъективного благополучия имеет более выраженную корреляцию с возрастом, чем с гендерными особенностями: чем старше испытуемые, тем пессимистичнее восприятие современной жизни. У пенсионеров ожидания будущего окрашено в пессимистичные тона. Люди, живущие в основном на пенсию, ориентированые во времени на советское прошлое, они драматично переживают негативный итог прожитой жизни.

Старшее поколение воспитывалось и жило в социалистическом обществе, в котором была сильная социальная политика, в основе которой справедливые коллективистские ценности. В современной России произошли очень значительные изменения, а сформированные в молодости устойчивые модели поведения у лиц старшего возраста не соответствуют нормам нового общества - в результате люди пенсионного возраста чувствуют себя одинокими и ненужными. Люди пенсионного возраста, в силу их пессимистической атрибуции склонны преувеличивать свои несчастья, они не видят оптимистических сценариев улучшения своей жизни, но испытывают потребность ее изменить.

Более позитивно воспринимают жизнь в современной России самое молодое поколение курганцев. Молодые люди лучше адаптированы к новым реалиям, они выше оценивают субъективное благополучие и больше удовлетворены современной жизнью. Студенты по сравнению со старшим поколением, в большей степени ощущают поддержку со стороны общества, ощущают большую свободу и уверенность в своем будущем. Молодежь устремлена в будущее и видит там для себя жизненные перспективы. Молодые придерживаются более оптимистического взгляда на жизнь, видят в себе силы и возможности самостоятельно найти решение жизненных проблем и добиться желаемых целей. Молодые люди ещё не испытали на себе формирующую силу внешних обстоятельств, которые могут, как ускорить, так и затормозить общественное и личностное развитие.

Россия переходит из разряда пост-социалистических стран в группу государств с рыночной экономикой. Социальная среда меняет (правда, медленно) и характеристики общественного сознания её граждан. Можно прогнозировать реальные и существенные изменения в обществе, если будут создаваться условия, для самореализации личности, приводящие к успеху.

Оптимистический атрибутивный стиль и оптимистическое мировоззрение сформируется в сознании россиян при достижении целей модернизации всей социально-экономической системы, что должно привести к реальному улучшению качества жизни. Эти изменения коснутся женщин. Женщины на основе своего опыта убедятся в реальной связи собственных усилий и улучшения качества жизни. Усвоенный оптимистический атрибутивный стиль женщины передадут своим детям, и он станет частью новой культуры всего общества. То есть, вне зависимости от причин пессимизма нейтрализовать его негативное воздействие и трансформировать в свою противоположность можно, сосредоточившись на решении посильных задач, приводящих к успеху, итогом всего будет вознаграждение в виде субъективного благополучия.

Список литературы
1. Аппельбаум Э. Горбачев в период послевластия. История-предупреждение о том, что случается, когда ты просмотрел надвигающуюся революцию. - 20 июня, 2011 ("Foreign Policy", США). http://www.inosmi.ru/ politic/20110620/170938597.html

2. Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия: Последовательность человеческого развития. (Библиотека Фонда «Либеральная миссия»). - М.: Новое издательство, 2011. - 464 с.

3. Селигман М. Как научиться оптимизму: советы на каждый день. - DOCМосква, Изд-во "Вече" - "Персей" - "Аст", 1997. - 426 с.

4. Гладунов Олег. Россия антисоциальная: сколько нищих в нашей стране? http://svpressa.ru/economy/article/44220/

5. Кара-Мурза С.Г. Кризисное обществоведение. Часть первая. Курс лекций. - М.: Научный эксперт, 2011. - 464 с.

6. Путин В. Крушение СССР – крупнейшая геополитическая катастрофа. - Газета.ру от 25 апреля 2005 года. http://www.gazeta.ru/ lenta/2005/04/25/ news_ 275006.shtml

7. Утерянная империя-история СССР, история России - Статистика России. http://lost-empire.ru/index.php? option=com_content&task = view&id = 23&Itemid=9

8. Михаил Черников. Кардинальный вопрос политэкономии России: есть ли решение? http://marketing2u.ru/publikacii_kardinalnyj-vopros-rossii/




Источник:
Категория: Хромов А.Б. публикации по психологии | Добавил: admin-2 (05 Февраля 2012)
Просмотров: 10624 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вы находитесь на странице уже:

секунд!
Форма входа
Художник работающий в разных техниках
  Alla Parsons
Алла Парсонс - неоднозначный художник работающий в разных техниках: живопись маслом, акварель, графика, скульптура.
Ее картины можно посмотреть на
http://www.allaparsons.com/ или
//www.facebook.com/allaparsonsart
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск